Как настроить ребенка на посещение стоматолога?
Итак, вы столкнулись с необходимостью повести ребёнка к зубному врачу. Как правильно это сделать, чтобы не сформировать у него негативного отношения к стоматологам на всю последующую жизнь?
Для начала, условно, всех детишек, которые приходят к стоматологу, можно разделить на три группы:
- Которые НИКОГДА не были у стоматолога.
- Которые были у стоматолога, но получили массу негативных эмоций.
- Которые были у стоматолога и остались довольны.
Если ребёнок ни разу не был в зубной клинике, то задача взрослых — не внушить ему страх заранее. Он ещё не знает, страшно там или нет, нужно ли чего-то бояться или нет. Поэтому очень важно не запугать его до того, как малыш переступит порог стоматологического кабинета. Дети, которые не напуганы «страшным зубным доктором», обычно ведут себя доверчиво и с интересом изучают обстановку в кабинете. Если ребёнок уже был у врача и получил положительные и нейтральные впечатления — в этом случае обычно проблем не бывает. Самый же трудный случай — если у малыша успели сформироваться негативные воспоминания о прошлом визите в стоматологию.
Ни в коем случае нельзя обманывать доверие ребёнка, например, говорить, что будет совсем не больно, и при этом проводить болезненные процедуры. Одного-двух раз достаточно, чтобы малыш твёрдо запомнил: стоматолог будет делать больно исподтишка. Категорически запрещается наказывать ребёнка лишением игр, телевизора, компьютера и т.д. за плохое поведение в клинике или за отказ её посещать. Если ребёнок боится туда идти, значит, он уже напуган или его когда-то обманули, а сейчас за это ещё и наказывают. Таким образом можно только ещё больше поколебать веру малыша в то, что взрослые разумны и способны хоть как-то сопереживать.
Взрослые должны сделать так, чтобы у ребёнка сложилось впечатление, что визит в зубную клинику предсказуем и понятен и ему не грозит неожиданная боль. Если идёте только осмотреть зубы — так и нужно сказать, что будет просто осмотр. В случае же дополнительных манипуляций настраивать ребёнка только на осмотр недопустимо, поскольку это опять же повлечёт за собой обман и подорванное доверие. Очень хорошо, если есть возможность заранее узнать у врача, что будет представлять из себя посещение — в этом случае можно обсудить планируемый визит с малышом и даже порепетировать.
Очень хорошим вариантом будет поискать вместе с ребёнком картинки, изображающие разные инструменты. Пусть малыш рассмотрит их, запомнит, выучит названия. Эти сведения помогут ему почувствовать себя взрослее, собраннее. А если он сможет продемонстрировать врачу свои познания — это станет для него ещё одним кирпичиком в формировании уверенности и правильной самооценки.
Очень хорошо, если врач будет рассказывать, что он собирается сейчас делать. Такой приём лишает процедуру посещения стоматолога неизвестности, делает её явной и понятной, что в конечном итоге помогает уменьшить страх или вовсе избавиться от него.
Таким образом нужно стараться превратить посещение стоматолога в множество других занятных дел: поговорить с врачом, рассмотреть кабинет и его обстановку, потренироваться в запоминании инструментов, сравнить, насколько они похожи на те, что изображены на картинках, и прочее. В сознании ребёнка собственно лечение отходит на второй план и воспринимается как кратковременное дополнение к интересно и полезно проведённому дню.